Всемирный день защиты прав потребителей отмечается 15 марта, однако далеко не все покупатели о них знают. Современный потребитель не испытывает недостатка в выборе — ассортимент товаров в магазинах сегодня более чем широк. А вот качество продуктов и обслуживания нередко хромает. Как вернуть некачественный продукт в магазин, добиться компенсации, а в каких случаях следует обращаться в суд, рассказала руководитель общественного движения «Хрюши против» по борьбе с недобросовестным обслуживанием в супермаркетах Евгения Сморчкова.

Какие права у покупателя

Для самостоятельной защиты своих прав потребителю необходимо знать статьи закон РФ «О защите прав потребителей», в котором закреплены:

• Право на качество

Согласно статье 4 Закона, товар, передаваемый продавцом потребителю, должен быть качественным. При обнаружении недостатков в качестве товара, согласно статье 18 Закона, потребитель вправе потребовать замены товара, возврата уплаченной за товар суммы или снижения цены, а также вообще отказаться от исполнения договора купли-продажи, то есть вернуть товар.

• Право на безопасность

Согласно статье 7 Закона, товар должен быть безопасен для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды.

• Право на информацию

В статьях 8-10 Закона указано, что потребитель имеет право на достоверную и необходимую информацию о товарах и продавцах (исполнителях, изготовителях).

• Право на возмещение убытков

Согласно статье 13 Закона, если продавцом нарушены права потребителя, то убытки, причиненные потребителю в связи с этим, подлежат возмещению в полной мере, сверх суммы неустойки (штрафа).

• Право на компенсацию морального вреда

Согласно статье 15 Закона, за нарушение прав потребителя с продавцов сверх суммы имущественного вреда и убытков можно потребовать компенсации морального вреда.

Как вернуть товар в магазин

По словам Сморчковой, просто так продукт питания вернуть нельзя, если вам уже пробили чек. Для этого нужно сделать экспертизу и доказать, что продукт некачественный.

«В случае, если продукт утратил свои съедобные качества до положенного срока или был приобретен с истекшим сроком годности, a также, если состав на этикетке не соответствует содержимому или в продукте обнаружены посторонние примеси, например, насекомые, то вы можете вернуть его в магазин», – уточняет эксперт.

При этом необходимо предъявить продавцу чек и некачественный товар, и уже тогда вы вправе потребовать его замены на аналогичный, но качественный, возврата денежной суммы за товар или соразмерного снижения цены на продукт, поясняет Сморчкова.

Что делать, если вы случайно испортили товар в магазине?>>>

Ольга Астапенко, РИАМО.