Солнечногорский территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области информирует, что к специалистам службы регулярно обращаются граждане, сообщая, что по телефону их приглашают на бесплатную косметологическую процедуру (уход за кожей, волосами и т.п.), бесплатную консультацию специалиста, или демонстрацию дорогостоящего косметического препарата. Посещение данного мероприятия возможно только с паспортом.

После оказания косметологической услуги или демонстрации косметического препарата потребителю предлагают заключить договор на приобретение косметических средств, либо на возмездное оказание косметологических услуг. Стоимость, как правило, во много раз превышает финансовые возможности клиентов, в связи с чем им предлагается для оплаты заключить кредитный договор.

В обращениях потребители указывают, что договоры потребительского кредитования и оказания возмездных косметологических (медицинских) услуг, купли-продажи товаров подписали под психологическим давлением, под воздействием уговоров и запугиваний со стороны сотрудников салонов, в связи с чем просят принять соответствующие меры, и помочь расторгнуть договоры.

Однако, как правило, в материалах обращения не имеется каких-либо объективных данных о том, что договоры были заключены под принуждением, что сотрудниками исполнителя (продавца) не была представлена потребителю возможность ознакомления с его содержанием. Принимая решение о заключении сделки, потребитель действует по своей воле и в своих интересах, при этом у него всегда есть выбор либо согласиться на заключение договора по предложенной цене, либо отказаться от его заключения.

Заключая гражданско-правовые договоры, стороны, в том числе и потребители, должны реально оценивать свои возможности по исполнению принятых на себя обязательств, в том числе, давать оценку собственной платежеспособности.

Таким образом, при посещении салонов, предлагающих приобрести дорогостоящую косметику или заключить договор на оказание косметологических услуг рекомендуем внимательно изучить условия договора, не подписывать его, не читая, даже если это анкеты или опросные листы.

В случае, если с потребителем был заключен договор купли-продажи косметических средств, то расторгнуть данный договор, возможно только в случае ненадлежащего качества данных товаров. Парфюмерно-косметические товары включены в перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2463. Однако, согласно пункту 67 данного Постановления при продаже парфюмерно-косметических товаров потребителю должна быть предоставлена возможность ознакомиться с запахом духов, одеколонов, туалетной воды, а также иной парфюмерной продукции с использованием для этого бумажных листков, лакмусовых бумажек, пропитанных душистой жидкостью, образцов-понюшек, предоставляемых изготовителями товаров, и другими доступными способами, а также с иными свойствами и характеристиками предлагаемых к продаже товаров.

Согласно статье 10 Закона о защите прав потребителей продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

При отсутствии необходимой информации о косметических средствах у потребителя имеются правовые основания для расторжения договора купли-продажи.

Для расторжения договора об оказании косметологических услуг, потребителю следует обратиться к исполнителю с заявлением об отказе от исполнения договора на основании ст. 32 Закона о защите прав потребителей, в соответствии с которой потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

Таким образом, потребитель вправе в любое время в период действия договора в одностороннем внесудебном порядке немотивированно отказаться от договора и вернуть часть уплаченной им цены пропорционально не оказанным услугам.

В случае неудовлетворения требования потребителя о расторжении договора, не перечислении денежных средств в банк, потребитель вправе обратиться в суд.

За защитой своих прав потребитель может обратиться в суд по месту своего жительства или пребывания, месту нахождения ответчика или месту заключения, или исполнения договора (ст. 17 Закона о защите прав потребителей). В этом случае Управление может быть привлечено судом к участию в деле для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

На основании вышеизложенного Управление Роспотребнадзора по Московской области рекомендует:

  • не торопиться с принятием решения о заключении договора купли-продажи косметических средств, об оказании косметологических услуг, оставив себе время для оценки потребности в использовании предлагаемых товаров и услуг, и наличия финансовой возможности их оплаты, в том числе с учетом мнения членов семьи;
  • не подписывать предлагаемые документы (договор, соглашение, заявления, анкеты, акты, спецификацию на товар, заявление на получение кредита и т.п.), не прочитав и не поняв предварительно их содержание;
  • иметь в виду, что, подписывая кредитный договор (заявление на получение кредита, график погашения кредита и т.п.), потребитель связывает себя договорными обязательствами с банком, что означает необходимость последующего погашения суммы кредита и уплаты процентов даже в том случае, если продавцу или исполнителю заявлено требование о расторжении договора и возврате денежных средств;
  • помнить, что потребитель свободен в выборе заключать или не заключать договор, понуждение к заключению договора не допускается.

В случае возникновения вопросов, можно обратиться по телефонам 8-800-550-04-36, 8(498)684-48-03, а также к специалистам территориальных отделов (контакты: http://50.rospotrebnadzor.ru/486) с 9.00 до 13.00 и с 14.00 до 17.00.