Железная дорога, соединяющая Москву и Санкт-Петербург, разделила подмосковный Солнечногорск пополам. А просьбы его жителей о воссоединении заглушают проносящиеся мимо «Сапсаны». Наши корреспонденты убедились в этом, выйдя из электрички на станции Подсолнечная. Об этом пишет «Подмосковье Сегодня«.

В СТИЛЕ 1970-х
На станции Подсолнечной пять железнодорожных путей и две разнесенные между собой на довольно приличное расстояние платформы. К одной прибывают поезда со стороны Москвы, к другой – со стороны Твери. Первая заканчивается старым приземистым вокзальным зданием, «плавно перетекающим» в новое, двухэтажное. Здесь, как и положено, находятся билетные кассы – ручные и автоматические – и кресла для пассажиров. В остальном по части удобств и дизайна зал ожидания на станции Подсолнечная ничем не примечателен. Если не считать странного чувства, что время здесь остановилось примерно в 1970-х.
Шагнешь за порог, и взору откроется привокзальная площадь: слева от вокзала – торговый центр, справа небольшие торговые павильоны и палатки. Интересуемся у горожан, как вокзальный «пятачок» выглядел раньше.
– На том месте, где сейчас торговый центр, когда-то собирались построить автовокзал, и даже камень по этому случаю установили. Правда, тем все и закончилось, — поделился местный житель, представившийся Николаем Ивановичем.А МОСТ И НЫНЕ ТАМ
Как это часто бывает в городах Подмосковья, Октябрьская железная дорога делит Солнечногорск пополам. Поэтому пешеходный мост на станции Подсолнечная соединяет не только пригородные платформы, но и две части Солнечногорска. Мост – единственная «легальная» для жителей города возможность перебраться через железнодорожные пути, иных вариантов не существует.
Построенный вскоре после войны (а по другим сведениям, еще до нее) пешеходный мост морально и физически устарел и находится, по мнению солнечногорцев, в аварийном состоянии. Визуально о надежности его стальной конструкции судить, конечно, трудно, зато изрядно «облупившиеся» цементные ступеньки видны невооруженным глазом.
– И так подниматься вверх тяжело, а тут еще оступиться боишься, – вздыхает пенсионерка Зоя Ивановна. – Смотреть нужно в оба: того и гляди ногу подвернешь. А то и сломаешь.
Вопрос о строительстве нового пешеходного моста, а еще лучше подземного перехода, стоит в городе не один год, причем в последнее время особенно остро. И без того неважное положение «переходных» дел усугубил запуск в 2009 году скоростных «Сапсанов», из-за которых железную дорогу обнесли бетонным ограждением. Но оно не в состоянии остановить горожан, ищущих на свой страх и риск более коротких путей из одной части города в другую. Неутомимые «ходоки» то и дело проламывают бетонную стену у стекольного завода. В ответ железнодорожники «латают» дыры сеткой, но ее хватает ненадолго. И эта «незарастающая» народная тропа – постоянный источник опасности.
Наболевшая тема давно не сходит с повестки дня местных властей, а воз, вернее, мост и ныне там. Особенно незавидно в этой ситуации положение пожилых людей и инвалидов, по сути, лишенных возможности свободного передвижения по городу. Неудивительно, что солнечногорцы обращаются в администрацию города с просьбами восстановить демонтированные ранее наземные переходы, оборудовав их световой и звуковой сигнализацией. В свою очередь, солнечногорские чиновники шлют письма и запросы в различные инстанции.
В конце концов, многочисленные жалобы жителей Солнечногорска поддержала Северная транспортная прокуратура, инициировав судебный иск к ОАО «РЖД». Но рассчитывать на скорый вердикт не приходится. Ведь прежде чем вынести решение, суд обязан рассмотреть результаты экспертизы о возможности строительства подземных переходов на станции Подсолнечная.
Как нам сообщил и.о. заместителя главы администрации Солнечногорского района Александр Донсков, недавно муниципальные власти направили в транспортную прокуратуру Московской области повторный запрос. И все же, насколько известно, в планах Октябрьской железной дороги на этот год замена пешеходного моста на станции Подсолнечная не значится. А значит, солнечногорцам и дальше придется пользоваться тем, который есть, или искать ему опасную «альтернативу».НЕ «САПСАНОМ» ЕДИНЫМ
Павильон, ведущий на платформу, от которой отправляются электропоезда на Москву, – яркий стеклянный куб, появившийся в ходе последней реконструкции, связанной с пуском «Сапсана». Выглядит достаточно современно, вход оборудован пандусом для маломобильных групп населения. А вот территория вокруг него – типичное провинциальное захолустье, к тому же грязное и неухоженное. Покосившиеся бараки, ржавые гаражи, лужи, из которых пьют воду бездомные собаки, бесчисленные разномастные палатки, разбитое асфальтовое покрытие и горы мусора. При этом чуть в стороне маячит попмезный «мавзолей» торгово-офисного пошиба. Что тут скажешь: Солнечногорск – город контрастов.
В самом павильоне – достаточно просторный зал ожидания с креслами для пассажиров, турникеты, ручные и автоматические кассы по продаже билетов. На стеклянной двери объявление «Режим работы вокзала с 4.30 до 00 часов» и перечеркнутое изображение зайца. Что ж, идем дальше. Платформа как платформа, «непокрытая», как и практически повсюду в Подмосковье. Но электронное табло имеется.
А еще – о чудо! – точка общепита под лапидарной вывеской «Кафе», в которую можно попасть прямо с платформы. Помещается это предприятие общественного питания в постройке, сильно смахивающей на пакгауз, и вместо дверей у него железные ворота с немудреным приглашением «Открыто, заходите». В гостеприимстве солнечногорцам не откажешь!
Ассортимент типичный, но перекусить на скорую руку можно. А можно и не на скорую. Ибо, как утверждает местный житель по имени Сергей, иногда ожидание электрички на станции Подсолнечная может некстати затянуться:
– На нашей железной дороге расписание меняется чаще, чем погода, — говорит он. — Другой раз не уследишь и застрянешь часа на три. А куда деваться? Ведь Ленинградское шоссе тоже «стоит» днем и ночью.
Казалось бы, на случай подобных «сюрпризов» пригородные станции на Октябрьском направлении должны быть особенно комфортными, но, глядя на Подсолнечную, этого, к сожалению, не скажешь. Судя по всему, в похвальном в принципе стремлении к увеличению пассажиропотока железнодорожники по-прежнему забывают, что этот самый поток составляют живые люди, а не учетно-статистические единицы.ПО НУЖДЕ
По логике жизни, после кафе стоит поискать привокзальный туалет. Обычно все так и думают – есть кафе, значит, вы у цели! Но не на станции Подсолнечная. Туалета здесь нет. До него вам нужно еще добраться. Если находитесь возле главного здания вокзала, вам  — опять через мост. С него и увидите неказистый домик из крашеного кирпича. Снаружи вывеска «Работает с 6.00 до 20.00. Без выходных». Внутри над окошком кассира с непременным рулоном туалетной бумаги – объявление «Туалет платный, 20 рублей (льгот нет)», а прямо напротив рука какого-то начинающего художника изобразила длинноволосую красавицу, букву «Ж» и стрелку. Буква «М» гораздо аскетичнее и сдержаннее – по-мужски.
Интересно, что примыкает сия привокзальная «достопримечательность» непосредственно к достопримечательности архитектурно-исторической – водонапорной башне 1851 года постройки, когда-то питавшей водой паровозы. Их, кстати, на Подсолнечной две, и стоят они таким образом, что образуют своего рода ворота, через которые проходят железнодорожные пути. Добавим: водонапорные башни сохранились и на других подмосковных железнодорожных станциях, но нигде больше нет таких старинных и столь необычной конструкции, как в Солнечногорске.

Станция под солнцем
Железнодорожная станция Подсолнечная находится в 65 км от Москвы и относится к 7 тарифной зоне. Это одна из старейших станций не только в Московской области, но и в России в целом. Как и сама Николаевская, а ныне Октябрьская железная дорога, открытая в 1851 году, и, по мнению историков, по сей день представляющая из себя крупнейший по своей протяженности архитектурный памятник в мире. Проектировщиками зданий, составляющих ее инфраструктуру, были мастер классицизма Константин Тон и его ученик Рудольф Желязевич. К сожалению, сегодня от их величественного замысла осталось не так уж много. В частности, на станции Подсолнечная пока еще сохранились две водонапорные башни и деревянный вокзал в расположенной поблизости Покровке. Однако краеведы опасаются, что в случае расширения магистрали – а о нем часто говорят – линейно-путевые постройки и другие образцы позднего классицизма неизбежно пойдут под снос.
На момент своего основания протяженность дороги, соединившей Петербург с Москвой, составляла 644 км. Станция Подсолнечная была на этом пути третьей, где паровозы заправлялись водой, и представляла из себя одноэтажное кирпичное здание. Рядом находилась почтово-телеграфная контора.
Свое замечательное название станция получила по наследству от поселка, в котором жили строители дороги, а те, в свою очередь, позаимствовали его у соседней деревни Солнышная. А уже в 1928-м в результате его слияния с селом Солнечная Гора образовался поселок Солнечногорский. Статус города Солнечногорск обрел в 1938 году. В годы Великой Отечественной войны Солнечногорск был занят частями германской армии. И хотя оккупация продлилась недолго – с 23 ноября по 12 декабря 1941 г. – в ходе ожесточенных боев и город, и станция подверглись разрушениям.
Новейшая история станции Подсолнечная ознаменовалась несколькими реконструкциями. В 2003 году солнечногорцы обрели новое вокзальное здание.
В 2009-м через станцию стали ходить скоростные поезда «Сапсан» по маршруту «Москва – Санкт-Петербург». В том же году на платформах начали работать турникеты. Сегодня через станцию Подсолнечная курсируют электропоезда на Клин, Конаково ГРЭС и Тверь, в том числе скоростные, на которых от Москвы до Солнечногорска можно добраться всего за 35 мин. Стоимость проезда на обычной электричке 122 руб. 50 коп., на скоростной – 180 руб. Поезда дальнего следования на Подсолнечной не останавливаются. Зато станция выполняет грузовые операции, поскольку от нее берет начало подъездной путь завода «Солстек».

Елена Яковлева