В последнее время в Солнечногорске активно обсуждается возможность передачи полномочий Солнечногорского городского поселения муниципальному району. Вокруг этой идеи появилось много слухов и домыслов.  Главный редактор газеты «Голос поселений» Анатолий Кривенцов рассказал о ситуации с полномочиями. 

— Анатолий Стефанович, что такое передача полномочий и какова её нормативная база?

— В соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения, то есть вопросы местного значения.

Полномочия по их решению разделены между муниципальным районом и поселением. Однако при заключении соответствующего соглашения возможна передача полномочий от поселения муниципальному району и наоборот. Полномочия передаются вместе с финансами, выделяемыми на их исполнение.

Передавать отдельные полномочия разрешал и 131-й закон. И такая практика в районе существует. Но принятый в ноябре 2010 года федеральный закон № 315-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дал возможность поселению, являющемуся административным центром муниципального района, не образовывать администрацию поселения, а возложить полномочия по решению вопросов местного значения поселения на администрацию муниципального района. Многие муниципалитеты уже заявили о намерении реализовать эту норму. Мы предложили сделать это и в нашем районе. Возможно, в крупных и богатых муниципалитетах существование двух администраций оправданно и даже необходимо. Но, на мой взгляд, для нашего небольшого дотационного муниципалитета это непозволительная роскошь.

— Почему предполагается передача полномочий от городского поселения в район, а не наоборот?

— А как Вы себе представляете передачу полномочий муниципального района городскому поселению? Это нелепо выглядит даже в теории. Скажем, у района есть полномочия в сфере образования на территории района. Если мы передадим городу лицей, школы и городские детские сады, то в горадминистрацию придётся брать дополнительно специалистов и создавать отдел, а районный отдел образования мы всё равно не сократим, поскольку у нас есть детские сады и школы в сельских поселениях, ДЮСШ, ДШИ, центр дополнительного образования. Но даже если бы мы вообще все учреждения образования раздали поселениям, то и тогда вынуждены были бы держать несколько специалистов в отделе образования для координации общей деятельности. То есть это привело бы к небольшому сокращению районной администрации, но значительному увеличению штата в администрациях поселений. Где же тут экономия?

Напомню, что цель передачи полномочий — сокращение управленческих расходов, то есть возможность содержать вместо двух администраций одну. Изменения, внесённые в 131-й закон, позволяют не образовывать администрацию поселения, возможность же не образовывать администрацию района не предусмотрена ни в одном законе.

— Кто выиграет от передачи полномочий: город или район?

— Выиграют жители города, поскольку результатом передачи полномочий станет существенная экономия бюджетных средств и возможность направить их на решение жизненно важных вопросов городского поселения.

Действительно, сейчас появилось слишком много разных слухов вокруг передачи полномочий. Отдельные противники этого процесса пытаются исказить суть идеи, уверяя, что все деньги города район заберёт себе и потратит неизвестно куда.

Поясню: на следующих муниципальных выборах мы, как и прежде, будем избирать Совет Солнечногорского городского поселения. А вот администрацию городского поселения можно будет не формировать, всё то, чем она сейчас занимается, передать в администрацию муниципального района. Депутаты так же, как и сейчас, будут утверждать городской бюджет, принимать решения, касающиеся вопросов городского поселения, только спрашивать отчёт об их исполнении будут с районной администрации. А те средства, которые раньше расходовались бы на содержание городской администрации, можно будет потратить на другие цели, например, привести в порядок городские дороги или что-то ещё. Даже приблизительные подсчёты показывают, что в городском бюджете ежегодно будет экономиться не менее пяти миллионов рублей ежегодно.

— Как будет проходить процесс передачи полномочий?

— Для начала необходимо закрепить возможность передачи полномочий городского поселения муниципальному району без образования администрации поселения в уставах Солненогорского муниципального района и Солнечногорского городского поселения. Районные депутаты соответствующее решение уже приняли, причём единогласно, дело за городскими. После следующих муниципальных выборов и формирования новых городского и районного советов их депутатами должны быть приняты решения о передаче полномочий и заключены соглашения, которые определят срок, на который передаются полномочия и ряд других вопросов.

— Вы верите, что этот проект будет реализован в нашем районе?

— Я верю в победу здравого смысла. Верю в людей, которые всё больше чувствуют ответственность не только за себя и свою семью, но и за свой город. Они думают и рассуждают, а значит, разум восторжествует.

Из федерального закона от 29.11.2010 г. № 315-Ф3 «О внесении изменений в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

Статья 1

Внести в федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следующие изменения:

…2) часть 2 статьи 34 дополнить абзацем следующего содержания:

«Уставами муниципального района и поселения, являющегося административным центром муниципального района, может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся административным центром муниципального района, местная администрация не образуется». — заключается в сообщении.