С завтрашнего дня начинает действовать новый административный регламент общения инспекторов ГИБДД с водителями. Подмосковные автомобилисты нашли в нем моменты, которые, по их мнению, только «развяжут руки» инспекторам. Так ли это – корреспондент «Подмосковье сегодня» Мария Кузнецова выясняла вместе с председателем Московского областного отделения Комитета по защите прав автомобилистов Алексеем Дозоровым на примере шести самых обсуждаемых положений новых правил.

  1. «ЗАСАДЫ» ЛЕГАЛИЗОВАЛИ

С одной стороны, в регламенте отмечается, что патрульная машина должна быть всегда отчетливо видна издалека всем участникам дорожного движения, а с другой – в документе прописаны послабления: если ведется фото- и видеофиксация нарушений, а также на аварийных участках дорог, автомобиль ДПС может быть замаскирован при помощи естественного рельефа в местах с ограниченной видимостью. Прятаться разрешено за поворотами, пригорками и объектами дорожной инфраструктуры.

Эксперт:

– Раньше еще было запрещено применять средства автоматической фиксации на участках с временными ограничениями, а теперь и эту фразу убрали. Теперь инспектор, например, может поставить знаки, ограничивающие скорость в связи с проведением ремонтных работ, а за ними – камеру автоматической фиксации. То есть и работ там может никаких не быть, и знак установлен не очень правильно, но тем не менее камера стоит и будет «выписывать» штрафы за превышение скорости. Нельзя сказать, что так называемые «засады» узаконили, просто убрали ограничение, которое их раньше делало незаконными.

  1. ПЕРЕДАЧУ ДОКУМЕНТОВ УТОЧНИЛИ

Передавать инспектору документы теперь нужно не только без обложки, но и без удерживающих устройств в виде цепочек, которыми некоторые водители привязывали права, чтобы сотрудник ГИБДД не забрал их для проверки в патрульную машину.

Эксперт:

– Некоторые водители действительно цепочкой приковывали права, аргументируя это тем, что ничего при этом не нарушают – передают же. Но такими устройствами пользовались единицы, и зачастую это приводило к тому, что водитель получал административное постановление вплоть до ареста за неисполнение законных требований сотрудника полиции. Это хорошо, что исключили ненужную игру слов.

  1. ВОЗВРАТ С ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ СДЕЛАЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ

В новом регламенте уточняется процедура проверки водителя на состояние алкогольного опьянения. Если медицинское освидетельствование не выявило опьянения, инспекторы обязаны вернуть водителя к автомобилю.

Эксперт:

– Это очень правильное и нужное уточнение. Раньше его не было. При подозрении на алкогольное опьянение водителя должны были доставить на освидетельствование, а то, что при неподтвержденном результате трезвого и честного человека нужно бы вернуть обратно – нигде не сказано. Это нововведение поможет предотвратить многие недоразумения и конфликты.

  1. РАСПЕЧАТКУ ЭЛЕКТРОННОГО ПОЛИСА ОСАГО ПРИРАВНЯЛИ К БУМАЖНОМУ

Теперь инспектору можно предъявлять не только бумажный полис ОСАГО, но и распечатку электронного.

Эксперт:

– В старом регламенте часть вопросов не учитывала последних нововведений в законодательстве. Произошли изменения в законе об ОСАГО, ввели понятие «электронный полис», и вполне логично, что это отразилось в регламенте.

  1. НОРМУ, РАЗРЕШАЮЩУЮ СЪЕМКУ ИНСПЕКТОРОВ ГИБДД, УБРАЛИ

Это самое обсуждаемое среди водителей изменение. Многие опасаются, что, если сотрудник автоинспекции выскажется против съемки, водитель будет обязан убрать видеокамеру, и действия инспектора, в том числе и неправомерные, нельзя будет зафиксировать.

Эксперт:

– Это неправильная трактовка нормы. Как было разрешено снимать на камеру инспекторов ГИБДД, так и сейчас разрешено. Регламент не может ограничить законные права. Просто раньше была фраза, что сотрудник ДПС не должен препятствовать аудио- и видеозаписи, а сейчас эту фразу убрали, но по закону он все равно не имеет права препятствовать. У нас по закону разрешено все, что не запрещено. Инспектор – это не частное лицо, и, если он на дежурстве, права на охрану частной жизни на него не распространяются. Поэтому водители по-прежнему имеют право фиксировать свое общение с ним.

 

  1. ОБЩЕНИЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАЛИ

Автоинспекторам при общении с водителем отныне запрещено допускать любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений, а также грубить и хамить.

Эксперт:

– Нормальное порядочное поведение не надо описывать в законах, оно и так должно существовать. Бывает, инспекторы начинают разговор неправильно, четко не представляются, не говорят причину остановки, а бывает, и водители сразу начинают качать права. Основатель нашего движения по защите прав автомобилистов, когда еще не было видеорегистраторов, учил всегда включать диктофон во время общения с инспектором – это хорошо дисциплинирует обе стороны. Сейчас я бы посоветовал установить всем водителям в свои автомобили видеорегистраторы. С помощью электронного посредника общение всегда переходит в более конструктивное русло.

По материалам «ЕНП».