Эксперты рассказали, как отличить подделку лекарственного средства не выходя из аптеки.

1

Что подделывают чаще всего

По информации ведущего юриста Европейской Юридической Службы Елены Держиевой, чаще всего подделывают «сезонные» лекарства.

В период осенних и зимних простуд максимально внимательным нужно быть при покупке Колдрекса и его аналогов, летом – лекарств от боли в горле и ангины. Зимой также особым спросом пользуются жаропонижающие средства, препараты против гриппа и, конечно, различные согревающие мази и порошки.

Слишком дорогие лекарства покупают редко, а на копеечных много не заработаешь. Поэтому основную часть подделок составляют лекарства в ценовом сегменте от 200 до 1000 рублей.

В зоне риска и лекарства-дженерики – препараты, которые содержат вещество, сходное с ранее запатентованным. Они как раз и стоят дешевле.

Глава Евразийского подразделения фармкомпании «Босналек» Валентина Бучнева говорит, что чаще всего у Минздрава возникают вопросы к качеству именно дешевых дженериков малоизвестных производителей.

Если вы не уверены в качестве нового дешевого препарата, то лучше возьмите проверенный ранее вариант подороже.

2

Как отличить подделку

Есть «приметы», по которым можно распознать недобросовестного производителя лекарств:

— нарушенная целостность упаковки,

— неровный шрифт,

— орфографические ошибки в инструкции.

Все это непосредственным образом не может влиять на качество препарата, но именно такие «мелочи» позволяют покупателю обнаружить потенциальный фальсификат прямо у окошка фармацевта.

Поэтому в Росздравнадзоре советуют покупателям следующее:

— не отходя от кассы, изучите упаковку препарата, оцените ее качество, шрифт, проверьте наличие орфографических ошибок. Если что-то вас смущает, то лучше попросить другую пачку или вовсе отказаться от покупки;

— если кажется, что привычная упаковка выглядит не так, попросите в аптеке документы, подтверждающие качество препарата. Сотрудники аптеки обязаны предоставить накладную и таможенную декларацию. По номеру и дате декларации на сайте Росздравнадзора можно узнать, зарегистрирован ли данный препарат;

— чтобы развеять сомнения в подлинности препарата, можно обратиться непосредственно к производителю. Его адрес и телефон находится на упаковке препарата, либо на инструкции по применению.

3

Как вернуть лекарство

Несмотря на то, что лекарство является товаром, с его возвратом и обменом на практике возникают сложности. Здесь есть свои тонкости, говорит Елена Держиева.

Согласно постановлению Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, лекарства входят в список товаров, не подлежащих возврату. Однако стоит учитывать, что закон регламентирует невозможность покупателя вернуть медикаменты только надлежащего качества. А это значит, что, если речь идет о некачественном товаре, компенсация возможна.

Кроме того, как и при любой сделке купли-продажи на страже интересов покупателя стоит Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 №2300-1. Согласно ему, можно вернуть лекарство в аптеку также при условии обнаружения в нем недостатков.

4

Куда жаловаться

В случае сомнений в качестве приобретенных лекарственных препаратов можно обратиться с жалобой в территориальные органы Роспотребнадзова или в Управление Росздравнадзора по г. Москве и Московской области, позвонив на горячую линию: (495) 611-47-74; 8(916)256-76-76.

В территориальном центре по контролю качества при Роспотребнадзоре проверят препарат в специальной испытательной лаборатории. По результатам испытаний оформят протокол.

По материалам РИАМО.