Сегодня мы хотели поделиться своими вопросами, оценками и выводами по проблеме изменений в школе и в этом смысле по проблеме реформирования образования.

школа 1

На наш взгляд, изменение современной школы сильно связано не столько с успешным решением вопросов образования,  но и  с признанием того факта, что школа является самостоятельной организацией производящей услуги. Результаты работы школы, в целом сосредоточены в школьном коллективе. Невозможно представить себе, что потребитель услуги (родитель и ученик) сможет каким-то образом менять ее качество, если ему просто не с кем будет обсудить и разрешить собственную неудовлетворенность.

Новый учебный год станет новым во многих смыслах. Родителям придется больше платить за формально бесплатное обучение в государственных школах, зато уровень образования, по заверениям чиновников, станет выше.

Юные солнечногорцы, которые придут 1 сентября в школу, увидят там много нового. Их родители — тоже. И если первым нужно готовиться больше и лучше учиться, то вторым, вполне вероятно, придется утвердиться в мысли, что совершенно бесплатное образование существует только на бумаге.

Ожидаемый в некоторых школах недостаток финансирования связан с тем, что теперь школам будут выделять деньги по количеству учеников. Если же школа учеников не добрала — например, вместо расчетных 500 в нее записалось лишь 300,- недостаток госсредств, вероятно, придется возмещать родителям. В то же время радикальное изменение финансирования образования приведет к появлению реальной конкуренции между школами. Они теперь будут вынуждены «бороться» практически за каждого ученика, что, в свою очередь, по задумке чиновников от образования, должно привести к повышению его качества.

Есть еще одна новость, и она касается всех. Денег на оплату охраны школ не прибавится. Правда, за счет бюджета удалось оснастить некоторые школы «тревожными кнопками». Но вот посадить охранников смогли не все. Оплачивать работу сотрудников ЧОП в остальных Солнечногорских школах по-прежнему придется родителям. В школе всегда было запрещено собирать с родителей наличные деньги. Но такая практика есть. Поскольку в большинстве школ деньги собираются неофициально, реально проконтролировать, куда они ушли, практически невозможно. Родители к этому давно привыкли. Не раз и не два бывали случаи, когда дети, чьи родители отказывались платить «взносы», оказывались изгоями и учителя издевались над ними как могли…

Груз знаний давит на современного школьника. Причем буквально. Не каждый первоклассник без ущерба для здоровья способен таскать в школу комплект учебников. С нового учебного года ситуация должна измениться к лучшему. После двухлетней подготовки наконец будет реализована идея «легких учебников». Причем основная задача реформы была не в том, чтобы уменьшить учебник, оставив в нем меньше знаний.

Просто учебники разделены на части — либо на две, либо на четыре — если предмет объемный. Обложки у новых учебников будут пластиковые — более легкие и прочные. Естественно, что все учебники — а по некоторым предметам существует до десяти авторских вариантов, одобренных Минобразования,- разделить на части было невозможно. Поэтому школам, если они хотят получить такие учебники от города, придется согласиться учить детей по книгам, которые посчитал достойными городской департамент образования. Со временем Солнечногорским школьникам, возможно, вообще не придется носить с собой учебники. Дело в том, что, по мнению  чиновников от образования, компьютер должен стать доступным и удобным инструментом обучения на всех предметах. Для этого сейчас разрабатываются электронные учебники и учебные пособия. Это будут не просто отсканированные бумажные учебники. Сам принцип построения учебного процесса будет другим, когда при помощи гиперссылок можно будет не только моментально получить информацию по изучаемому предмету, но и, например, посмотреть биографию исторического персонажа, упомянутого в литературном произведении, или экономическую карту страны, о которой идет речь в курсе истории. Правда покупка ноутбука ляжет на плечи родителей, школы пока к таким тратам не готовы… И начнется у Пети кручи, я тоже такой хочу, а у меня видео не идет и т. д… В общем готовьтесь родители к нововведениям.

оценки в школе

Оценки теперь тоже будут другими. Школам рекомендовано не выставлять оценки по предметам, где успеваемость может зависеть не от уровня и объема полученных знаний, а исключительно от природного таланта или здоровья ребенка. В частности, постепенно школы отказываются от текущих оценок по рисованию, пению и физкультуре. Они будут выставляться только по итогам четверти и года. И школьники не будут получать двоек по этим предметам, вне зависимости от показанного результата.  Во многих школах уже введены электронные дневники и журналы. Учитель в режиме «онлайн» проставляет оценки в электронный журнал и проставляет туда тему урока и домашнее задание. Что конечно  удобно для родителей, можно не только отследить посещаемость и успеваемость своего ребенка, но и посмотреть, что ему задано.

Изменится в новом учебном году и подготовка детей к школе. Власти хотят, чтобы дети приходили в школу готовыми получать знания и умея уживаться в коллективе

Несмотря на то что очередь в детские сады сегодня огромная, департамент образования принял решение принимать в группы всех шестилетних детей. Для них специально будут зарезервированы места. Кроме того, пропустить больше детей через детские сады позволит программа строительства дошкольных учреждений. Правда в Солнечногорске эта программа работает плохо. О появление новых садов и школ мы можем только мечтать.

Меняется сейчас не только школа… Меняются учителя и ученики. Конечно ученики изменились, ведь жизнь не стоит на месте… Увы, немало таких учеников, которые любят школу только дважды в жизни: когда они, нарядные, шагают «в первый раз в первый класс» и когда идут встречать рассвет после выпускного. Остальные же «школьные годы чудесные» наполнены для кого скукой, а для кого и кошмаром ежедневной травли. Сейчас родители все чаще слышат от своих еще не оперившихся чад: папа-мама, «поступи» меня в тот вуз, я хочу там учиться! И не желая терять контакта с ребенком, родитель соглашается. Чтобы удержать доверие своего ребенка, родители удерживают 14-летних подростков материальными ценностями. Заключается контракт внутри семьи: ты мне, я тебе, причем условия игры диктуют дети. Это порождает цинизм: папа-мама, вы ничего не понимаете в жизни, потому что вы не знаете современную музыку, плохо разбираетесь в компьютерах и мобилках – так вы не знаете жизнь… Сегодня молодежь буквально поглощена интернет — общением. В России молодой человек в возрасте от 14 до 21 года, в среднем, каждый день проводит от 1 до 2 часов в интернете. Причем возраст детей, постоянно посещающих интернет, с каждым годом становится моложе!

Среди детей большая градация, есть часть детей, которые к чему-то стремятся и дети которым уже ничего не надо. Раньше не была особо заметна такая градация, большинство учились нормально. Были слабые, но их было мало, и они отличались только плохой учебой, а сейчас и учебой и поведением. Дети сейчас не приучены трудиться. Хотят получить все сразу, быстро и не прилагая усилий. Если не получают ожидаемого, то начинают вымогать. Способы для этого разные выбирают: либо уроки срывают, либо доводят учителей, либо говорят: «Вы не имеете права, я запишу на телефон все, что вы говорите, и буду жаловаться». Раньше были в классе дети, которые совершали плохие поступки. Но сейчас это приобрело массовый характер. Дети начальной школы уже попадаются на крупном воровстве. Могут украсть у учителя деньги, причем в больших суммах. Для этого готовы даже залезть в сумку или стол учителя. Вымогают деньги у детей послабее. Если те не дают, то они могут побить ребенка всей толпой. Курят не только сами, но и заставляют других. Прогуливают не только день — два, а и неделями. Родители чаще об этом даже не знают. Конечно дети разные. И говорить, что все плохие это не правильно… Но то, что ученики изменились это факт. И в большей степени это влияние семьи, а не школы. Раньше в стране был культ образования, учитель был своеобразным «богом» для детей. А сейчас родители, в большинстве своем, внушают детям, что они правы всегда и во всем…  и ни во что не ставят учителя. А все от того, что  многие родители большую часть времени заняты на работе, и им не до воспитания. Они живут по принципу – «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось!»

Во времена, когда купить любую корочку просто, мы часто задаем себе вопрос — кто же учит сейчас наших детей, и чему??? Воспитание детей – задача не из простых. И вместе с этим, процесс интересный и увлекательный. Особенно для тех, кто готов учиться всю жизнь. На Востоке говорят: «Настоящий учитель – это тот, кто готов учиться у каждого встречного. А настоящий ученик тот, кто видит в каждом своего учителя». Естественно, с течением времени изменяются государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя должны быть константными, т.е. не зависящими от времени, а какие качества должны быть «подвижными», т.е. необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. Так, например, всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это необходимо.

учитель в школе

Какие учителя были раньше? Учитель прошлого, какой он? Он понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика, заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает. Кроме того, он любит детей, доброжелательный, гуманный, общительный, хороший друг, открытый, искренний. На уроке это человек изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный. Применяет психологические знания и приемы для решения трудных ситуаций. Он умеет владеть собой, сдерживать эмоции, тактичен, эрудирован, обладает чувством юмора, легкой иронией. А сейчас? Такие замечательные педагоги есть и сейчас. И радует то,  что в школе появляются и молодые педагоги с такими качествами. Жаль, что пока, это не правило, а скорее исключение.

Но не все так радужно… Есть и те, кто агрессивен, груб, оскорбляет учеников, применяет физическую силу, бестактен, использует свою власть, безответствен, ненавидит учеников и работу. Такой человек необъективен, несправедлив, имеет любимчиков, оценивает не знания, а другие достоинства. Он эгоистичен, корыстолюбив, берет взятки, вымогает их. Не хочет и не умеет выслушать, понять ученика, не признает его право на собственное мнение, нетерпим. А главное, не способен заинтересовать предметом, решать методические и педагогические проблемы. Обладает ограниченным кругом знаний собственного предмета и не стремится к их пополнению, не уверен в себе, пассивен, замкнут. Не работает творчески. А вот это уже становиться правилом… Что и настораживает многих родителей. Многие учителя говорят – У нас маленькая зарплата, что вы хотите?. Но ведь насильно на работу никого не берут, ведь так? И они, приходя в школу, знают, на что идут! А маленькая зарплата, намек на  дополнительный доход, репетиторство и т. д.

Подводя итоги, можно сделать некоторые гипотетические выводы. Учитель, как и много лет назад, должен быть широко образованным, добрым, чутким, интеллигентным, обаятельным и хорошим психологом. Причем в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя — это образ какого-то универсального человека. Уже сейчас главной задачей учителя становится не передать знания, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования. Задумайтесь, ведь сегодняшние школьники — это будущие родители, которые будут формировать представление об учителе у следующего поколения… В следующих наших статьях мы опишем ситуацию  в Солнечногорских школах, в какую школу пойти учится и какому учителю можно доверить воспитание и образование своего ребенка…